Сегодня трудно не согласиться с
тем, что российская семья переживает кризис. Факты потрясают: распадаются 60 %
семей, 28 тыс. матерей - одиночки, более 1000 – несовершеннолетние мамы, около 200 молодых мам ежегодно отказываются
от новорожденных, передавая их на попечительство государству. Часто можно
услышать от молодых мам грубые выражения по отношению к своим совсем маленьким
детям; участились случаи жестокого обращения
с малышами, особенно ярко это освещает телевидение. В чем же дело? Что
случилось с материнскими чувствами современных родителей?
Воспитание и образование детей, по мнению
современных педагогов, не могут существовать вне народной педагогики, без
этнопедагогики. Эта наука изучает и исследует народную педагогику как систему
народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Основные
средства народной педагогики: песня и игра.
Не случайно Л.С.Выготский
называет игру «девятым валом детского развития». Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и её
воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Игра для ребёнка – отражение жизни.
Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая
создается воображением ребенка много настоящего: действия играющих всегда
реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. В психологическом развитии
ребенка игра выступает, прежде всего, как
средство овладения миром взрослых. В игре, таким образом, огрублено
имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать
субъектом деятельности.
Обращая
внимание на особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Не в какой другой
деятельности нет такого эмоционально наполненного «вхождения» в жизнь взрослых,
такого действенного выделения общественных функции и смысла человеческой
деятельности, как в игре» Интересно, во что играли дети
много веков назад? Главный источник –это археологические раскопки. Главный - потому,
что игрушки появились задолго до развития письменности и изобразительного
искусства. Как известно, в древнем
мире кукла была изображением бога,
«дублёром» человека в ритуале жертвоприношения, потом – оберегом. И даже когда
она стала просто игрушкой, долго ещё сохранялось трепетное, бережное и
уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не
считали пустой забавой. Крестьяне верили,
что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и
благополучнее жизнь. А если с
куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не
миновать.
Кукол дарили друг другу в знак
любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца,
приносит счастье, а с затаённой насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была
маленькой, для неё делали кукол мама и бабушка или сёстры. Они всегда находили
для этого время, не смотря на тяжёлый крестьянский труд. А когда малышке
исполнялось пять лет, она уже сама себе мастерила куклу.
Тряпичную куклу русские
крестьянки делали с большой любовью. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой
тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая
кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо
волосяную косу. «Бывало, всякую волосинку за зеркальцем хоронили – это кукле на
косу», любовно вспоминают деревенские женщины свои детские увлечения.
Наряжали куклу с большими
старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей
хозяйки. Самые красивые лоскуты ситца, яркого кумача, берегли на кукольный
костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы кукол
этнографически точны. Их расшивали галуном, украшали шелковыми лентами.
______________________________________________________________* Хозлев В.Б. Психология. Учебное пособие для
10-11 классов – М.: Московский психолога – социальный институт; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК» 2000
При всем тщательном исполнении одежды
куклы оставались «безликими». «Безликость» - следы древней «обережной»
роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным
поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для
ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему
повредить.
Как
известно современные родители покупают своим детям куклы из керамики,
пластмассы и резины. Все эти материалы не натурального происхождения, поэтому можно
предположить, что эти кукольные красавицы, в отличие от их прародительниц, не обладают магической энергетикой и «теплом
души».
Изучив историю
развития русской куклы, очевидно, что кукла является частью культуры русского
народа, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты народа. Сегодня
интерес к народному творчеству необычайно велик, поэтому знакомство с куклой
позволит нам тоже приобщиться к некоторым сторонам культуры русского народа.
Становится
понятным, что кукла это не только игрушка, но и близкий друг. Куклы пробуждают
скрытые чувства, в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать,
творить, проявлять милосердие, получают уроки чуткости, бережливости, внимания
и доброты. Куклы сопровождают нас всю жизнь, развлекают, поучают, воспитывают и
украшают дом. Куклы, созданные своими
руками, могут быть украшением интерьера, а могут быть и подарком для
близкого человека.
Таким образом, игра для ребёнка
– занятие очень важное. В этом символизирующем действии игры развивается модель
будущего поведения. Общаясь с куклой (чаще – самодельной), малышкам стремились
привить терпение, трудолюбие, старание; развить эстетический вкус; пробудить
материнские чувства, любовь и ответственность за своих пока ещё игрушечных
детей. Но для полноценного развития будущей любящей мамы нужнее игрушка простая,
из натуральных материалов и желательно, любовно
сделанная вместе с мамой или бабушкой. Чудо рождения самодельной игрушки
останется если не в памяти, то в сознании ребёнка. Такая кукла будет наиболее
востребована девочками для игры в раннем
возрасте.
Хочется дать важный совет родителям девочек: «Не
упустите время, создавайте рукотворных красавиц и играйте вместе с детьми в
куклы!», это – главный вывод моего сообщения.
Литература
1. Агапов И.А.,
Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика:
Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999
3. Демина И., «Для
вас, девочки!», Энциклопедия. М.: «Мартин», 2000 г.
4. Ляхов П.Р., «Я
познаю мир. История моды». М.: «АСТ», 1999г.
5. Майкова Н.А.,
Майкова Т.А. Серебряные пяльцы: Рукам работа - сердцу радость.- М.:Молодая гвардия, 1992
6. Мульгин А.Я.
Рукоделие в школе. - М: Просвещение, 1987
7.
Периодические издания по рукоделию: «Анна», «Лена», и другие
8. Хозлев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11 классов –
М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2000
9.
Юрина Н.Г. Я познаю мир.-М: «АСТ», 1999
|