Мастера и мастерицыПятница, 03.01.2025, 06:34

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Наш опрос
Ваша квалификационная категория
Всего ответов: 37

Мини-чат

Главная » Статьи » Мои статьи

Лычева С.Г. Роль рукотворной куклы в семейном воспитании ребенка

Сегодня трудно не согласиться с тем, что российская семья переживает кризис. Факты потрясают: распадаются 60 % семей, 28 тыс. матерей - одиночки, более 1000 – несовершеннолетние мамы,  около 200 молодых мам ежегодно отказываются от новорожденных, передавая их на попечительство государству. Часто можно услышать от молодых мам грубые выражения по отношению к своим совсем маленьким детям; участились случаи жестокого обращения  с малышами, особенно ярко это освещает телевидение. В чем же дело? Что случилось с материнскими чувствами современных родителей?

 Воспитание и образование детей, по мнению современных педагогов, не могут существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Эта наука изучает и исследует народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Основные средства народной педагогики: песня и игра.

Не случайно Л.С.Выготский называет игру «девятым валом детского развития». Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и её воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Игра для ребёнка – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. В психологическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Обращая внимание на особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного «вхождения» в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функции и смысла человеческой деятельности, как в игре»

Интересно, во что играли дети много веков назад? Главный источник –это  археологические раскопки. Главный - потому, что игрушки появились задолго до развития письменности и изобразительного искусства. Как известно, в древнем мире кукла была  изображением бога, «дублёром» человека в ритуале жертвоприношения, потом – оберегом. И даже когда она стала просто игрушкой, долго ещё сохранялось трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаённой насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для неё делали кукол мама и бабушка или сёстры. Они всегда находили для этого время, не смотря на тяжёлый крестьянский труд. А когда малышке исполнялось пять лет, она уже сама себе мастерила куклу.

Тряпичную куклу русские крестьянки делали с большой любовью. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. «Бывало, всякую волосинку за зеркальцем хоронили – это кукле на косу», любовно вспоминают деревенские женщины свои детские увлечения.

Наряжали куклу с большими старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскуты ситца, яркого кумача, берегли на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы кукол этнографически точны. Их расшивали галуном, украшали шелковыми лентами.

 ______________________________________________________________* Хозлев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11 классов – М.: Московский психолога – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» 2000

         При всем тщательном исполнении одежды  куклы оставались «безликими». «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему повредить.

        Как известно современные родители покупают своим детям куклы из керамики, пластмассы и резины. Все эти материалы не натурального происхождения, поэтому можно предположить, что эти кукольные красавицы, в отличие от их прародительниц,  не обладают магической энергетикой и «теплом души».

Изучив историю развития русской куклы, очевидно, что кукла является частью культуры русского народа, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты народа. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик, поэтому знакомство с куклой позволит нам тоже приобщиться к некоторым сторонам культуры русского народа.

Становится понятным, что кукла это не только игрушка, но и близкий друг. Куклы пробуждают скрытые чувства, в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты. Куклы сопровождают нас всю жизнь, развлекают, поучают, воспитывают и украшают дом. Куклы, созданные своими руками, могут быть украшением интерьера, а могут быть и подарком для близкого человека.

Таким образом, игра для ребёнка – занятие очень важное. В этом символизирующем действии игры развивается модель будущего поведения. Общаясь с куклой (чаще – самодельной), малышкам стремились привить терпение, трудолюбие, старание; развить эстетический вкус; пробудить материнские чувства, любовь и ответственность за своих пока ещё игрушечных детей. Но для полноценного развития будущей любящей мамы нужнее игрушка простая, из натуральных материалов и желательно, любовно  сделанная вместе с мамой или бабушкой. Чудо рождения самодельной игрушки останется если не в памяти, то в сознании ребёнка. Такая кукла будет наиболее востребована девочками  для игры в раннем возрасте.

Хочется дать важный совет родителям девочек: «Не упустите время, создавайте рукотворных красавиц и играйте вместе с детьми в куклы!», это – главный вывод моего сообщения.          

                             

Литература

1.  Агапов И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов  высших педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999

3. Демина И., «Для вас, девочки!», Энциклопедия. М.: «Мартин», 2000 г.

4. Ляхов П.Р., «Я познаю мир. История моды». М.: «АСТ», 1999г.

5. Майкова Н.А., Майкова Т.А. Серебряные пяльцы: Рукам работа - сердцу радость.-  М.:Молодая гвардия, 1992

6. Мульгин А.Я. Рукоделие в школе. - М: Просвещение, 1987

7. Периодические издания по рукоделию: «Анна», «Лена», и другие

8. Хозлев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11 классов – М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000

9. Юрина Н.Г. Я познаю мир.-М: «АСТ», 1999

Категория: Мои статьи | Добавил: obiedinenie (12.04.2011)
Просмотров: 2142 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz